Основанием нашей веры и наших отношений с Богом является то, что мы узнаём Бога, Его волю, Его план, Его отношение к тем или иным вещам, в первую очередь, из Священного Писания, которое является целостным откровением. И очень много о том, каков Бог, как Он действует, каков Его характер, мы узнаём из того, как Он проявлял себя в истории, как Он строил отношения с людьми, и как с Ним строили отношения те или иные люди. Но так получается, что народ, который больше всего времени провёл ближе к Богу и в более глубоких отношениях с Ним, - это народ Израиля.
Потому одной из, может быть, не явных, но важных целей избрания Израиля является то, что Израиль - это народ-пример. Мы можем видеть характер Бога по тому, как Он действовал, созидая, умножая, распространяя и избавляя этот народ, по тому, как исполнялись в жизни еврейского народа данные ему обетования, по тому, как действовали и действуют заключённые с ним Божьи заветы. И даже по судам Божьим над Израилем.
Распространённая в Церкви теология замещения говорит о том, что из-за неверности и неверия Израиля, из-за того, что не весь Израиль принял своего Мессию в определённый момент истории (хотя всегда были те, кто откликался на Божий призыв), Бог отверг его и заменил новой формацией, «духовным Израилем» (кстати, такого термина нет в Писании), то есть Церковью. И, согласно этой теории, Церковь получила право абсолютно на все или на большую часть, или только на позитивную часть (это уже зависит от деноминации и личных взглядов людей) тех обетований, которые принадлежат Израилю. То есть теперь, согласно теологии замещения, все обетования, которые принадлежали Израилю физическому, теперь принадлежат этому новому «духовному Израилю», который его заменил.
Но если Господь раскрывал Свой характер через отношения с Израилем, а потом отверг его, возникает вопрос: Как при этом меняется наше представление о Боге? Поэтому давайте рассмотрим некоторые атрибуты Бога, Его проявления, характеристики, которые вместе с отвержением физического Израиля и Божьих планов на него, хотя часто и неосознанно, но отвергает теология замещения.
«Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?» (Римлянам 3:3)
По сути именно этот вопрос ставит перед нами теология замещения. Неверность Израиля, большинства еврейского народа в разные времена, которое не принимало своего Мессию, способна ли отменить верность Божью по отношению к ним? Павел отвечает: «Никак...» и даёт объяснение: «Бог верен» (Римлянам 3:4). Это Его сущность, это Его характер, это Его атрибут.
А дальше написано о всех людях: «А всякий человек лжив». И это характеристика природы всех людей без исключения, потому что все мы на разных этапах нашей жизни так или иначе можем проявлять неверность Божьим целям, Божьей любви, святости, заповедям, служению. И здесь мы приходим к важному заключению: неверность людей не может отменить, разрушить верность Божью. Конечно, если человек упорствует в своей неверности, он пожинает последствия, строгость Божью. Но когда мы говорим о целостности восприятия Бога, то ничья неверность никогда не разрушит Божью верность.
В Иеремии 31:31-32 говорится о новом завете, который Бог обещает заключить с домом Израиля и с домом Иуды. Господь говорит: «Они нарушили завет, но Я оставался в союзе с ними. И, более того, Я заключу с ними новый, лучший договор, несмотря на их неверность». Это сложно понять с точки зрения человеческой справедливости. Но это важная часть Божьего характера.
Верность Божья - это наша гарантия, наша основа. Это гарантия каждому из нас, что когда проявится наша человеческая природа (а всякий человек лжив!), это не аннулирует верность Божью по отношению к нам. И даже если наша неверность повторится, мы можем знать, что Бог будет верен, будет стараться помочь нам, будет ждать нас и будет готов принять нас с искренним покаянием до тех пор, пока будет такая возможность. Потому что Он верен. Поэтому, когда теология замещения говорит о том, что Бог отверг Израиль, которому Он клялся неоднократно в верности, то из этого следует, что Божья верность достаточно условна и всё-таки может быть уничтожена человеческой неверностью.
«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых» (Михей 7:18-20).
Почему пророк с такой уверенностью говорит, что Господь умилосердится над Своим народом? Потому что он знает характер Божий. И он называет причину: «Потому что Ты любишь миловать, это Твоя природа». Вспомните, Господь провозглашает Своё имя, которое неизменно, Моисею и говорит:
«Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исход 34:6-7).
Человеколюбивый, многомилостивый, прощающий, любящий миловать - это характеристика Божья. Михей говорит: «Ты опять умилосердишься, Ты явишь верность Иакову и милость Аврааму». Почему у пророка есть такая уверенность? Потому что он знает, что Господь с клятвою обещал отцам нашим эту милость. В Своих пророчествах Он обещал это Израилю, от Авраама и в каждом поколении подтверждая, расширяя, усиливая обещанное Им. Более того, мы знаем, что в Новом Завете, согласно Римлянам 15:8, Бог утвердил и упрочил обещанное отцами через Иешуа и через Его служение.
Я понимаю, что пророк Михей, видя состояние народа, видя суды, мог смотреть сквозь всё это и видеть великое восстановление и прощение там, в конце, по одной простой причине - он знал верность Божью, знал Его любовь и знал Его милосердие. Богу нравится миловать, нравиться прощать, восстанавливать, выводить из сложных тупиковых ситуаций и являть Свою милость в победе над всеми планами врага.
«Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен» (Титу 1:1-2).
Слово ἀψευδής/апсэудис, переведенное здесь как «неизменный», также значит «правдивый, не лгущий, истинный». Атрибут правдивости, истинности Божьих обещаний - это как продолжение Его верности данному Им слову. Но здесь есть особенная грань - истинность, правдивость Божьих обещаний. Павел говорит в этих стихах о надежде на вечную жизнь. Откуда эта надежда? Из обещания Божьего.
Мы видим здесь важный атрибут Божьего характера - Его истинность. То, что Бог говорит, - это сто процентов истина, сто процентов правда. И это гарантия того, что то, что сказано, непременно будет исполнено. И на этом зиждется наша вера и надежда на любые Божьи обетования. Когда Бог обещал что-то Израилю, а потом это отменил, то как же быть с истинностью и правдивостью Божьей? Поэтому, когда теология замещения говорит, что Бог пообещал что-то Израилю, но из-за неверности людей не исполнил, это противоречит таким проявлениям характера Божьего как истинность, нелживость, правдивость Бога и всех сказанных Им слов.
«Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал...» (Римлянам 11:2)
В Псалме 137 сказано, что Господь «возвеличил слово [Своё] превыше всякого имени [Своего]». Его Слово настолько ценно, могущественно, дорого, правдиво и истинно, и поэтому на сто процентов исполнится, что само Его имя является гарантией этого. Но те, кто верит в теологию замещения, говорят: «Бог знал, что Израиль отступит, и поэтому Он уже приготовил план с неким истинным “духовным Израилем”, который заменит физический Израиль и наследует все обетования».
На самом же деле теология замещения вступает в конфликт со всезнанием Божьим. Слова из Римлянам 11:2 о том, что Бог не отверг народа Своего, который Он наперёд знал, являются вызовом для этой теории. Этот текст говорит о том, что ещё до момента избрания Израиля Бог уже всё знал о неверности Израиля и обо всех его перипетиях.
Это не значит, что Бог это запрограммировал. Всезнание Бога не связывает свободную волю людей. Но Бог, находясь над всем и сотворив время, знает и начало, и конец, знает каждый выбор, знает всю историю. Он давал все Свои обещания, зная всё наперёд о том, как будет вести себя Израиль, как будут вести себя народы, и как всё закончится.
Он также, давая эти обетования, наперёд знал, что Он непременно их исполнит по отношению к тому, кому Он их давал. И Он также наперёд знал, что будут разные времена и разные духовные периоды, знал, что многие люди, смотря на состояние Израиля, скажут: «Бог отверг Свой народ из-за их состояния». Именно поэтому в обращении к Римской церкви, которая состояла в основном из язычников, Дух Святой через апостола Павла очень ясно и очень чётко говорит: «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал».
Бывает, человек что-то скажет, но потом он изменился, стал другим, уже не может, не хочет это выполнять. Когда он давал это обещание, были одни обстоятельства. Когда пришло время исполнять обязательства, обстоятельства изменились, и стало невозможным исполнить обещанное. Но о Боге сказано:
«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Числа 23:19)
Эти слова произнёс пророк Валаам, когда враги Израиля предлагали ему: «Перейди на другое место и посмотри оттуда. Может быть, ты тогда проклянёшь Израиль». Но пророк говорит: «Господь не меняется. Если Он благословил Израиль, то Он не проклянёт его. Бог избрал этот народ, Он уже изрёк на него Свои благословения. Потому, если вы думаете, что я перейду на другое место, посмотрю с другой перспективы на Израиль, и из-за этого Бог изменится и передумает, то вы представляете Бога, как человека, которого можно переубедить, с которым можно сыграть в какую-то игру, который может наобещать и передумать».
Человеческие убеждения меняются. Но Бог не таков. Не может случиться так, что Он скажет, а потом поменяются обстоятельства, или Он изменится, и Он не сможет исполнить то, что сказал. Бог не изменится, Он не передумает. С какой бы перспективы ты ни смотрел, какие бы ни были у тебя доводы и представления, Бог уже всё это рассмотрел задолго до того, как Он дал Свои обещания, и, дав Свои обещания, утвердил их навсегда, и остаётся верным и неизменным. О неизменности Божьей мы читаем и в Новом Завете:
«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иакова 1:17; см. также Евреям 1:12).
Божья неизменность является для нас гарантией в нашем следовании за Богом, в наших отношениях с Ним. Поэтому, если мы, согласно теологии замещения, верим, что Бог изменился по отношению к Израилю, что Он мог пообещать что-то Израилю, а потом передумать, разлюбить, тогда ни у кого из нас нет никакой гарантии.
Когда люди говорят: «Бог отверг Израиль из-за того, что они не приняли своего Мессию и ожесточились», это ставит под сомнение ряд незыблемых черт Его характера, из которых мы упомянули только пять. Если мы говорим, что такое возможно в отношении Израиля, значит это возможно и по отношению к каждому. И наоборот, если мы видим такую верность, такую истинность, такое предвидение Божье по отношению к Израилю, то мы можем ожидать это и для себя лично, для верующего из любого народа.
Если мы отвергаем обетования, данные Израилю, мы ограничиваем богопознание в своей жизни. Более того, мы можем потерять или недополучить в конце концов то, что и нам принадлежит, людям из других народов для нашей личной жизни, для нашего призвания. Потому что нам дано всё потребное для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас славою и благостью (см. 2 Петра 1:3). В завершение хочу процитировать пророка Иеремию:
«Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь» (Иеремия 31:36-37).
Это мощные обетования верности Божьей, данные Израилю и заявленные для всех народов в обетовании о новом завете. Мне кажется, что это не случайно.
Олег Сухацкий, раввин Бердичевской еврейской мессианский общины «Яхад»
Источник: ShomerTV (Часть 1, Часть 2)